# Понедельник 47 твитов
Новая неделя - новый автор. Всем привет! Меня зовут Денис Германенко, я веду сей прекрасный коллективный Твиттер на этой неделе
11:58Я CEO и совладелец компании CleverPumpkin. Мы занимаемся разработкой ПО для iOS и Android. Входим в Топ-5 разработчиков России по рейтингам
11:58А также входим в 13 мировых агентств, которые Google рекомендует к сотрудничеству developers.google.com/agency/directo…
11:59Продукты, к которым лично я и наша компания приложила руку: Sports.ru, Хабрахабр, Gettable, 2 Берега, Подари Жизнь, Ginza Delivery и т.п.
12:01На неделе мы поговорим про разработку ПО, про личные воркфлоу, про найм, про кадры, про рабочие процессы, про клиентов
12:03Относительно недавно наш ведущий дизайнер @MsLarkina велу коллективный Твиттер дизайнеров @iamspacegray. С него кстати все и началось
12:45Расскажу немного про свою историю жизни и как я дошел до текущего положения вещей
14:46Уже почти 16 лет я интересуюсь мобильными устройствами. Все началось в 2000 году с Palm'ов. Тогда это было что-то невероятное
14:47Типовой девайс – 160х160 пикселей экран, 33 Мгц процессор, 8 Мб памяти и 8 мб карта, например, Sony Memory Stick.
14:47Использовал я девайс для чтения, для игр, для школы (тогда учился еще). Процесс использования девайса крайне удивлял окружающих
14:48Много лет я был верен Palm'ам, и каждые полгода-год менял девайсы. У меня даже был кпк Palm LifeDrive с жестким диском на 4GB.
14:50И было реально слышно как он раскручивался, когда ты включал наладонник. Все это время я просто тусовался на palmz.in и 4pda.ru
14:51Писал мануалы, модерировал топики, короче, был в самой самой теме. Потом пришла эра Windows Mobile (который 2003) и Palm'ы умерли.
14:51Кстати, все девайсы круто помогали в учебе. Учителю я заявлял, что это калькулятор, а по факту там была масса данных. Шпаргалки, в общем
14:52Но вот пришел 2007 год и появился iPhone. Я сразу же соскочил с Windows Mobile на него. А до iPhone ходил в HTC смартфоном.
14:53Я понял, что пора уже зарабатывать деньги. Собственно, на продаже iPhone и его разлочках я заработал на свой первый автомобиль.
14:54Кто не помнит, первичные поколения iPhone требовали разлочки, а также не имели русского языка. И вот это все я делал пакетом за деньги
14:55Параллельно с этим я работал в нескольких магазинах/конторах, где тоже оказывал помощь по карманным устройствам.
14:57Кстати, раньше GPS не было в девайсах, и я подключал GPS-девайс через Bluetooth. Но это была первая навигация и это было охрененно
14:58И в 2009 году меня пригласили работать в Швейцарскую компанию Ripdev. Кто помнит – эти ребята как раз делали первую русификацию iPhone
14:59Собственно там я начал с саппорта, а через 3 месяца компания распалась. Партнеры поссорились. И появились Unreal Mojo и MediaPhone SA.
14:59Я ушел в компанию MediaPhone SA и там вырос от проект-менеджера до руководителя российского отделения компании. До 2012 года.
15:00И там мы уже занимались разработкой ПО под iOS в основном, немного под Android. И больше своими продуктами.
15:01Вот один из демо-роликов продукта, где снималась моя супруга как раз youtube.com/watch?v=4XTnnk…. А пиарил нас сам Стивен Фрай в своем твиттере
15:02В 2012 году ко мне пришел @ikozlov (сейчас он VP по мобильным продуктам Aviasales) и рассказал о CleverPumpkin
15:06На тот момент компании был примерно год. И так вышло, что Aviasales изъявили желание купить всю команду – менеджеров и разработчиков.
15:07Но был уже бренд, текущие клиенты (среди них и Sports.ru) и все это не хотелось терять. И ребята предложили мне возглавить CleverPumpkin 2.0
15:07Я обдумал всё и принял решение. Стал CEO, вошел в совладельцы и занялся релаунчем компании. За пару месяцев нанял первых разработчиков
15:08И мы начали новый виток истории этой компании. 1-го августа исполнится 4 года моей жизни с CleverPumpkin. И это лучшие годы моей жизни )
15:09Вот любопытное интервью со мной в апреле 2014 года. Там про зарождение новой Умной Тыквы и т.п. – apptractor.ru/info/interview…
15:10@ceounderhood как-то в этом году часто история с Ripdev вплывает :–)
Мне кажется, что Ripdev это история без конца. Судебные тяжбы между партнерами до сих продолжаются twitter.com/straykov/statu…
15:11Вообще, я очень жалею, что в Ripdev я проработал так мало. Ребята делали чумовые вещи тогда. Блин, они первые в мире локализовали iPhone!
15:13И в команде была два разработчика из DevTeam. Это те ребята, которые первые сделали анлок iPhone, и занимались этим и в следующие года
15:14А вот как раз прокси-симки к iPhone первому, которые позволяли работать нашим сим-картам. Нашел в фото-архивах pic.twitter.com/zR5ne9gWsG
95% нашей работы это заказные проекты. Но часть времени мы уделяем и своим проектам. Их два, оба под iOS – "Где Деньги" и "Bambk"
17:38Где Деньги – itunes.apple.com/ru/app/id90636… – программа для учета личных финансов. В октябре ей будет уже 2 года
17:41Проект родился как необходимость решения собственных потребностей. В App Store тогда не было нормальных трекеров финансов
17:41С тех пор и развиваем его, добавляя новые фичи и всячески улучшая.
17:42Второй наш проект это Bambk – читалка книг. Сейчас в стое умершая версия, мы на неделе выкладываем крупный апдейт и перезапускаем проект
17:43Разработка собственных продуктов очень полезна, когда ты почти фултайм занимаешься заказными проектами. Это помогает перезагрузиться
17:44И множество опыта/экспертизы из своих продуктов мы потом используем на продуктах заказчика, а иногда и наоборот
17:44@ceounderhood какую долю времени уделяете своим продуктам ?
Лично я как PM уделяю не менее 20% времени. У меня среда – продуктовый день ) twitter.com/5an/status/757…
18:18@ceounderhood как удаётся распределять своё время и время сотрудников между заказами и своими продуктами?
Это не просто. Но я всегда руководствуюсь одним правилом – у заказных проектов высочайший приоритет. twitter.com/memphys/status…
18:19Свои продукты это и возможность занять разработчика в паузе между заказными продуктами, чтобы он не скучал
18:37Помимо меня компанией владеют еще 3 человека. Т.е. нас четверо партнеров. Остальные не участвуют в операционке, а являются стратегами
19:01Двое ребят (Ваня и Сева) работают в Aviasales как на основном месте. А Виктор является бизнес-ангелом/инвестором cleverpumpkin.ru/team/
19:03Вместе у нас солидная экспертиза и опыт, чтобы планировать стратегию и принимать судьбоносные решения раз в 1-2 месяца на Совете Директоров
19:04# Вторник 38 твитов
Сегодня расскажу о кадрах – подбор, собеседования, принятие решений о найме
14:34У нас нет HR-менеджера, потому что мы не большая компания. Всем наймом занимаюсь я – первичный отбор, коммуникации
14:35Я считаю, что CEO должен тратить не менее 20-30% своего времени на найм кадров, если сейчас, конечно, они требуются.
14:36Если компания крупная, то найм ключевых менеджеров, должен вестить только CEO (собеседования), а простыми кадрами может заниматься и HR
14:37Основной инструмент поиска кадров – HH. Также много кандидатов пишут и сами письма напрямую. Встречают потрясающие письма порою
14:38Типичное письмо – с темой, без текста и просто с приложенным резюме. И всё. "Ну типа вы там сами разберитесь, что я хочу и предложите мне"
14:39Радуют письма с резюме, которые вообще не подходят под нашу компанию, т.е. кандидат даже не изучает место, куда он пишет письмо.
14:40Перед тем, как позвать на собеседование, мы даем тестовое задание по написанию кода. Примерно на 4-8 часов, в зависимости от квалификации.
15:06Я больше 5 лет занимаюсь подбором, обработано более 1000 писем от кандидатов. И 4 раза нас просили заплатить за выполнение тестового задания
15:07В основном, по причине, что код тестового задания мы "будем" использовать в своем продакшене. Это эпично
15:08Вообще, нанимать разработчиков очень сложно. У нас в среднем уходит от 2 до 4 месяцев на закрытие одного места. Что по iOS, что по Android
15:14Знаю очень сильные компании/команды, у которых закрытие позиции может занимать и до 6 месяцев.
15:14@ceounderhood Каким опытом должен обладать, например, iOS разработчик, чтобы попасть к вам?
Опыт кодинга от 2 лет, опыт iOS от 1 года. Обязательно наличие проектов в App Store, опыт проектов с нуля. twitter.com/zzzhabinskiy/s…
15:50Интерсна работа с ВУЗами в плане кадров. 4-ый и 5-ый курс, предложения о стажировке, практике и т.п. Для разработчиков то, что нужно.
16:19@ceounderhood сколько такие кандидаты просят денег ?
Зависит от проектов, которые они делали. Опыт в годах практически всегда не показателен. twitter.com/5an/status/757…
17:10@ceounderhood сколько у вас сотрудников, которые работают больше 2 лет?
Ты сейчас посчитаешь нашу текучку ) Думаю больше половины twitter.com/5an/status/757…
17:11После выполнения тестового задания мы проводим его ревью. И всегда отправляем код-ревью кандидатам. Всегда даем фидбэк
17:16@ceounderhood мне интересно сравнить. Только что собеседовал парня 23 лет, 3 года опыта, который хочет 180к. Имхо, много
Кажется, что много. Здесь должна работать экономика. Если он будет зарабатывать тебе деньги, то это окей twitter.com/5an/status/757…
17:16@ceounderhood мне интересно сравнить. Только что собеседовал парня 23 лет, 3 года опыта, который хочет 180к. Имхо, много
То есть его себестоимость должна быть минимум в 3 раза больше чем твоя ставка для клиентов twitter.com/5an/status/757…
17:17@ceounderhood я не студия. Но мне кажется, что он хочет слишком много для рынка.
Может он будет работать с производительностью как три других разраба. Или он крутой архитектор twitter.com/5an/status/757…
17:19@ceounderhood я не студия. Но мне кажется, что он хочет слишком много для рынка.
Но иногда лучше 3 за средние деньги, чем 1 мега крутой за большие :) twitter.com/5an/status/757…
17:20Мы стараемся не брать людей старше 30 лет, чтобы контингент был примерно одинаковый по возрасту. Это важно в небольшой компании
17:21@ceounderhood а берете ли вы звезд с зарплатой 200+? Или 150+?
Нет, таких мы не берем. У нас такие разработчики не приносят много профита, т.к. ставка у нас единая под кодинг twitter.com/5an/status/757…
17:32@ceounderhood для мск норм, имхо
Для Москвы вообще любые зарплаты норм ) twitter.com/_sashashakun/s…
17:41Вообще, нет ничего хуже, когда потенциальный работодатель забивает на общение с кандидатом, если понимает что он не не подходит.
18:05А сообразить кадровики не могут, что вы сможете снова встретиться через пару лет, когда этот кандидат уже будет крутым
18:06@ceounderhood потому что всегда обещают перезвонить при любых раскладах. и когда не перезванивают прокололся кадровик, а запомнил компанию
Именно так twitter.com/Sigiller/statu…
18:36@ceounderhood бодишоп знач. Ясно понятно.
Но не все умеют правильно посчитать себестоимость сотрудника. А это влечет за собой ошибки в формирование ставок twitter.com/egavrin/status…
18:41Есть хороший подход – нанимай медленно, увольняй быстро. Из книги "Жесткий менеджмент". Очень грамотно сказано
19:38Собеседование у нас состоит из админской части (веду я) и тех. части (ведет тимлид). Получается от 1.5 до 3 часов. Долго, да
19:45Но я делаю перерывы, и веду процесс так, чтобы человеку тоже было интересно. Т.е. у нас не монолог, я рассказываю и много кейсов из компании
19:45@ceounderhood @5an А тимлиды у вас есть? Или все разработчики равны, как и их ставка?
Да, на каждой платформе есть Тимлид. Он и кодит и чекает что делают другие. Остальные разрабы равны twitter.com/SobolevSergej/…
20:11@stepansvolkov @ceounderhood мне один раз сами предложили заплатить, и заплатили, и на работу взяли
Это была российская компания? Крупный разработчик? Сколько ушло времени на тестовое задание? twitter.com/SiliconBangalo…
20:13@ceounderhood @stepansvolkov да, да, где-то неделя, если все правильно помню
Т.е. порядка 40 часов вы потратили на тестовое задание? twitter.com/SiliconBangalo…
20:21@ceounderhood @stepansvolkov да, а что не так?
Большие ресурсы на тестовое. На месте такой компании я бы действительно оплачивал такое длительное задание twitter.com/SiliconBangalo…
20:30@ceounderhood @5an Внешняя ставка в 3 раза больше внутренней, и при этом рентабельность сколько? Процентов 30?
В такие экономические детали не хотелось бы погружаться twitter.com/SobolevSergej/…
20:31@ceounderhood через 5 лет планка будет в 35 лет?)
Хаха, ну это не значит что мне 30 ) Я помладше буду twitter.com/memphys/status…
21:22# Среда 19 твитов
@ceounderhood это дискриминация по возрасту, она же запрещена в цивилизованном мире..
Я же написал, что "мы стараемся", у нас есть и сотрудник в возрасте порядка 50 лет ) twitter.com/de_gis/status/…
12:20Сегодня хотел рассказать о личных инструментах и сервисах, которые я использую в управлении компанией и проектами
17:49Конечно, основной инструмент работы это почта. Мы используем Google for Business. Я работаю с почтой через веб-интерфейс
18:18Перепробованы миллиарды почтовых клиентов на macOS, но ничего не сравнится со скоростью и удобстом веб-интерфейса Gmail
18:19Для учета задач я использую Todoist и его плагины. На macOS, на iOS, на Android. Это лучший таск-менеджер эвер. Там используется GTD Аллена
18:24Календарь это Google Calendar и его просмотр в стандаром macOS и iOS календаре. Тоже в общем-то уже стандарт.
19:09Для заметок долго время использовал Evernote. Но множество причин побудили уйти с него. Выбор сделан в пользу OneNote, и я не жалею совсем
19:09Для документов использую Microsoft Office. Предельно был рад, когда Word на macOS стал почти идентичен Word на Windows. Совместимость 100%
19:13А для совместного редактирования конечно Google Docs и Google Sheets. Ни один сторонний продукт не достигнет такого уровня
19:14Для быстрых заметок я, кстати, остановился на Google Keep. iOS Notes мне не очень подходят, т.к. второй смартфон у меня на Android
19:15Очень много используем Trello. Его адаптировали под множество кейсов – роадмап, апи, дизайн, общие статусы проектов и т.п.
19:35Ну я плавно перехожу уже к нашим общим инструментам... Для учета тасков по разработке мы используем Pivotal Tracker.
19:35Код храним на Bitbucket. Для дизайна используем Sketch.
19:55В компании мы работаем исключительно на macOS. Windows и Linux у нас не используется. У меня никогда не болит голова касательно безопасности
19:56Все компы бэкапятся на серверную Time Machine на случай необходимости восстановления данных.
20:10Но в основном все хранится в DropBox и Google Drive.
20:10орядка 40 000 рублей у нас каждый месяц уходит на оплату различных сервисов и инструментов в сфере программного обеспечения
20:12Ну помимо работы мы в офисе немного и отдыхаем – у нас есть дартс, кикер, PS4 с кучкой игр
20:18Но это все херня на самом деле и слабо мотивирует. Просто все это уже как обязательные условия в современной IT-компании.А отсутствие удивит
20:22# Четверг 18 твитов
Сегодня по плану у меня хайлайты взаимодействия уже с сотрудниками. По найму мы говорили в понедельник. Но сначала надо добраться до офиса
11:09Если ваш сотрудник хочет уйти, то никогда его не останавливайте. Он все равно уйдет – если не сейчас, то в ближайшее время снова попробует
11:35Если при попытке ухода вы повышаете зарплату сотруднику, чтобы его оставить, то это значит что вы намеренно ему не доплачивали
11:36Про управление командой/компанией по разработке ПО есть потрясающие авторы,например, Рейнвотер "Как пасти котов" и все книги Джоэля Спольски
11:39Для общего менеджмента рекомендую "Жесткий менеджмент" Кеннеди
11:40Изменение левела/зарплаты у нас привязано к переаттестации, которая проводится 2 раза в год.
14:13Переаттестация подводит итог в разных компетенциях за прошедшие полгода – в результативности, проф. опыте, командной работе и т.п.
14:14Собственно, все очень просто – если ты вырос в профессиональном плане, то это основание изменение твоей зарплаты.
14:14Ни кредит, ни ипотека, ни просто желание не являются основанием придти ко мне и сказать "Хочу зарплату больше"
14:15Звучит угнетающе для рядовых сотрудников. Привязка твоей квалификации к твоей зарплате это самый понятный путь. Становишься круче – з/п ⬆︎
14:16Я не поощряю регулярные переработки. Потому что после них всегда идет равносильный период компенсации, т.е. снижения продуктивности
14:18Еще одна отличная книга для прочтения Том Демарко "Человеческий фактор: успешные проекты и команды"
14:19Но иногда ребята упарываются, и работают до поздна, на выходных и т.п. Но это полностью их желание, они себя отождествляют с продуктом
14:25И получают кайф от ответственности, которую несут при создании приложений, которыми пользуются десятки и сотни тысяч юзеров.
14:25@ceounderhood но тем не менее, зп не привязывается напрямую к KPI, как у продажников?
KPI у дизайнера, тестера, разработчика крайне сложно придумать, чтобы он был простой и понятный. twitter.com/yurafil/status…
14:45А система выплат по KPI будет работать только если она понятная и простая. Иначе неизбежны конфликты
14:45Не рекомендую создавать на работе "семью" или "все мы тут друзья". Честно, ни к чему хорошему такое не приведет
20:54@ceounderhood был опыт?
Нет, послушал умных людей до того, как совершить подобную ошибку ) twitter.com/5an/status/758…
22:23# Пятница 20 твитов
@ceounderhood когда читал Рейнвотера, он создавал впечатление немного устаревшей информации. Надо бы освежить в памяти.
За 30 лет в разработке ничего не изменилось. Разработчики все такие же коты twitter.com/memphys/status…
11:44Сегодня будет жарко – мы поговорим о продажах, клиентах, сарафанке, репутации компании
11:57Откровение №1 – у нас нет отдела продаж. Вообще нет
13:04Все входящие запросы обрабатываю лично я. И поверьте – это огромное преимущество для потенциальных клиентов
13:04Откровение № 2 – за всю историю компанию мы сделали только одну холодную продажу. Это Aviasales в 2011 году.
13:05Все остальные наши лиды – это входящие запросы, по знакомству, по рекомендациям, по сарафанному радио
13:05Играет роль кол-во моих знакомых и моих партнеров. Причем с топ-должностей. Потому что с руководителями бизнеса договариваться проще
13:07Огромное кол-во писем идет из рейтингов, где мы везде входим в Топ-5. Многие, кого нет в 10, не верят что оттуда могут быть лиды, а они есть
13:08@ceounderhood сколько новых клиентов вы берете каждый месяц ?
Не готов ответить на данный вопрос ;-) twitter.com/5an/status/759…
15:27Наши бюджеты стартуют от 1 млн рублей. И это отлично помогает фильтровать всякий треш. Треш – это простые и бесполезные для людей аппы
15:27Есть 2 клиента, которые помогли нам стать теми, кто мы есть сейчас. Это Sports.ru и Хабрахабр
15:30Напомню, что мы сделали офиц. аппы Хабра под три платформы. И продолжаем их развивать (кроме Windows Phone).
15:31Вообще релиз был эпичным. Либо мы обфачимся на всю страну, либо станем крутыми и известными в IT-мире.
15:32Но все прошло круто ) И Хабр сыграл большую роль в нашей популярности
15:32А вместе со Sports.ru мы выпустили совместно больше 250 приложений. Мы работаем с ними уже 4.5 года
15:33Вообще мы чувствуем себя почти полноценными участниками команды Sports.ru, потому что мобайл у них в приоритете
15:34@ceounderhood есть исключения типа prisma. Но насколько часто попадаются такие крутые штуки, вместо одинаковых mobile-клиентов магазинов?
Заказная разработка – это в основном повторение функций веб-сайтов, но с более удобной реализацией twitter.com/PMarinchenko/s…
16:08Из клевого нашего я бы вспомнил Gettable – онлайн бронирование столиков cleverpumpkin.ru/portfolio/proj…
16:08@ceounderhood есть исключения типа prisma. Но насколько часто попадаются такие крутые штуки, вместо одинаковых mobile-клиентов магазинов?
А из своего – Bambk (читалка книг) и Где Деньги (учет личных финасов). Все только под iOS twitter.com/PMarinchenko/s…
16:09Среди всех входящих запросов до сих большую долю занимают мессенджеры, соц. сети и обработчики фотографий
17:46# Суббота 7 твитов
Вообще, разработка ПО это безумно интересно. Ты создаешь продукт, реально произведение искусства, это настоящее творчество.
11:30А именно мобильные приложение интересны тем, что это массовый софт. После релиза ты сразу же получаешь фидбэк - плохой или хороший.
11:30Чувствуешь ответственность, дикую, за каждый релиз. И не только ты, как проект-менеджер, или менеджер продукта, но и вся команда
11:31Молишься, чтобы Crash-Free Users были почти 100%, чтобы в сторах были только хорошие отзывы ) А в фидбэк приходили слова благодарности
11:31Не каждая студия так отождествляет себя с выпускаемыми продуктами. А мы это делаем. И именно это и нравится нашим клиентам
11:32А проекты, с которыми мы себя отождествлять не хотим (по разными причинам) мы просто не берем
11:33# Воскресенье 10 твитов
Выходные проходят с семьей, поэтому как-то и темы не родились. Но было бы интересно ответить на вопросы, если у кого-то они появились )
18:21@ceounderhood интересно как следите за соблюдением регламента по процессам?
Регламентов не очень много, а с учетом того, что 50% проектов я веду сам,то получается все более-менее под контролем twitter.com/sbkwsk/status/…
18:26@ceounderhood даже в отпуске? Я столкнулся с тем, что написать регламент проще, чем внедрить. Любое регламентирование воспринимается в штыки
У CEO отпуска не бывает ) Это та же работа, только чуть реже и из другого места ) twitter.com/sbkwsk/status/…
18:33@ceounderhood даже в отпуске? Я столкнулся с тем, что написать регламент проще, чем внедрить. Любое регламентирование воспринимается в штыки
Много регламентов это плохо, конечно. А внедрение удобно делать поэтапно twitter.com/sbkwsk/status/…
18:34@ceounderhood отсутствие регламентов — это не просто плохо, это путь в никуда. Если конечно у вас не микро-команда из 3 супер-профессионалов
Бюрократия это тоже путь в никуда. Конечно, все зависит от отделов, куда регламенты пушатся twitter.com/sbkwsk/status/…
18:42@ceounderhood бюрократия — это крайность. А еще это любимое слово-отмазка у тех, кто не хочет нести ни за что ответственность.
Куда-то беседа в тупик ушла. Думаю, что все поняли всё как надо twitter.com/sbkwsk/status/…
18:51@ceounderhood разговор-то не о крайностях, а о том где тут золотая середина ) насколько я понял, у вас микроконтроллинг, как и у большинства
Все зависит от отдела/сферы twitter.com/sbkwsk/status/…
18:58Пора мне закругляться со своей неделей. Не все, что я хотел, успел рассказать, но надеюсь, что был вам полезен.
22:39Меня можно найти тут twitter.com/mofas. Деловые темы перемешены там с личными. Можно также в Facebook - facebook.com/mofas
22:39Всем спасибо за интересную неделю, а я сдаю свой пост, передаю свою эстафету дальше. Спасибо @memphys за предоставленные возможности ))
22:42# Ссылки
other
- https://developers.google.com/agency/directory/
- https://www.youtube.com/watch?v=4XTnnkUjnO8
- http://apptractor.ru/info/interview/denis-germanenko-cleverpumpkin-interview.html
- https://itunes.apple.com/ru/app/id906363437
- http://cleverpumpkin.ru/team/
- http://cleverpumpkin.ru/portfolio/project_27/
- http://www.twitter.com/mofas
- http://www.facebook.com/mofas