mofas

Денис Германенко, Clever Pumpkin

25 июля 2016, Saint Petersburg, Russia

# Понедельник 47 твитов

Новая неделя - новый автор. Всем привет! Меня зовут Денис Германенко, я веду сей прекрасный коллективный Твиттер на этой неделе

11:58

Я CEO и совладелец компании CleverPumpkin. Мы занимаемся разработкой ПО для iOS и Android. Входим в Топ-5 разработчиков России по рейтингам

11:58

А также входим в 13 мировых агентств, которые Google рекомендует к сотрудничеству developers.google.com/agency/directo…

11:59

Продукты, к которым лично я и наша компания приложила руку: Sports.ru, Хабрахабр, Gettable, 2 Берега, Подари Жизнь, Ginza Delivery и т.п.

12:01

На неделе мы поговорим про разработку ПО, про личные воркфлоу, про найм, про кадры, про рабочие процессы, про клиентов

12:03

Относительно недавно наш ведущий дизайнер @MsLarkina велу коллективный Твиттер дизайнеров @iamspacegray. С него кстати все и началось

12:45

Расскажу немного про свою историю жизни и как я дошел до текущего положения вещей

14:46

Уже почти 16 лет я интересуюсь мобильными устройствами. Все началось в 2000 году с Palm'ов. Тогда это было что-то невероятное

14:47

Типовой девайс – 160х160 пикселей экран, 33 Мгц процессор, 8 Мб памяти и 8 мб карта, например, Sony Memory Stick.

14:47

Использовал я девайс для чтения, для игр, для школы (тогда учился еще). Процесс использования девайса крайне удивлял окружающих

14:48

Много лет я был верен Palm'ам, и каждые полгода-год менял девайсы. У меня даже был кпк Palm LifeDrive с жестким диском на 4GB.

14:50

И было реально слышно как он раскручивался, когда ты включал наладонник. Все это время я просто тусовался на palmz.in и 4pda.ru

14:51

Писал мануалы, модерировал топики, короче, был в самой самой теме. Потом пришла эра Windows Mobile (который 2003) и Palm'ы умерли.

14:51

Кстати, все девайсы круто помогали в учебе. Учителю я заявлял, что это калькулятор, а по факту там была масса данных. Шпаргалки, в общем

14:52

Но вот пришел 2007 год и появился iPhone. Я сразу же соскочил с Windows Mobile на него. А до iPhone ходил в HTC смартфоном.

14:53

Я понял, что пора уже зарабатывать деньги. Собственно, на продаже iPhone и его разлочках я заработал на свой первый автомобиль.

14:54

Кто не помнит, первичные поколения iPhone требовали разлочки, а также не имели русского языка. И вот это все я делал пакетом за деньги

14:55

Параллельно с этим я работал в нескольких магазинах/конторах, где тоже оказывал помощь по карманным устройствам.

14:57

Кстати, раньше GPS не было в девайсах, и я подключал GPS-девайс через Bluetooth. Но это была первая навигация и это было охрененно

14:58

И в 2009 году меня пригласили работать в Швейцарскую компанию Ripdev. Кто помнит – эти ребята как раз делали первую русификацию iPhone

14:59

Собственно там я начал с саппорта, а через 3 месяца компания распалась. Партнеры поссорились. И появились Unreal Mojo и MediaPhone SA.

14:59

Я ушел в компанию MediaPhone SA и там вырос от проект-менеджера до руководителя российского отделения компании. До 2012 года.

15:00

И там мы уже занимались разработкой ПО под iOS в основном, немного под Android. И больше своими продуктами.

15:01

Вот один из демо-роликов продукта, где снималась моя супруга как раз youtube.com/watch?v=4XTnnk…. А пиарил нас сам Стивен Фрай в своем твиттере

15:02

В 2012 году ко мне пришел @ikozlov (сейчас он VP по мобильным продуктам Aviasales) и рассказал о CleverPumpkin

15:06

На тот момент компании был примерно год. И так вышло, что Aviasales изъявили желание купить всю команду – менеджеров и разработчиков.

15:07

Но был уже бренд, текущие клиенты (среди них и Sports.ru) и все это не хотелось терять. И ребята предложили мне возглавить CleverPumpkin 2.0

15:07

Я обдумал всё и принял решение. Стал CEO, вошел в совладельцы и занялся релаунчем компании. За пару месяцев нанял первых разработчиков

15:08

И мы начали новый виток истории этой компании. 1-го августа исполнится 4 года моей жизни с CleverPumpkin. И это лучшие годы моей жизни )

15:09

Вот любопытное интервью со мной в апреле 2014 года. Там про зарождение новой Умной Тыквы и т.п. – apptractor.ru/info/interview…

15:10
@ceounderhood как-то в этом году часто история с Ripdev вплывает :–)

Мне кажется, что Ripdev это история без конца. Судебные тяжбы между партнерами до сих продолжаются twitter.com/straykov/statu…

15:11

Вообще, я очень жалею, что в Ripdev я проработал так мало. Ребята делали чумовые вещи тогда. Блин, они первые в мире локализовали iPhone!

15:13

И в команде была два разработчика из DevTeam. Это те ребята, которые первые сделали анлок iPhone, и занимались этим и в следующие года

15:14

А вот как раз прокси-симки к iPhone первому, которые позволяли работать нашим сим-картам. Нашел в фото-архивах pic.twitter.com/zR5ne9gWsG

15:52

95% нашей работы это заказные проекты. Но часть времени мы уделяем и своим проектам. Их два, оба под iOS – "Где Деньги" и "Bambk"

17:38

Где Деньги – itunes.apple.com/ru/app/id90636… – программа для учета личных финансов. В октябре ей будет уже 2 года

17:41

Проект родился как необходимость решения собственных потребностей. В App Store тогда не было нормальных трекеров финансов

17:41

С тех пор и развиваем его, добавляя новые фичи и всячески улучшая.

17:42

Второй наш проект это Bambk – читалка книг. Сейчас в стое умершая версия, мы на неделе выкладываем крупный апдейт и перезапускаем проект

17:43

Разработка собственных продуктов очень полезна, когда ты почти фултайм занимаешься заказными проектами. Это помогает перезагрузиться

17:44

И множество опыта/экспертизы из своих продуктов мы потом используем на продуктах заказчика, а иногда и наоборот

17:44
@ceounderhood какую долю времени уделяете своим продуктам ?

Лично я как PM уделяю не менее 20% времени. У меня среда – продуктовый день ) twitter.com/5an/status/757…

18:18
@ceounderhood как удаётся распределять своё время и время сотрудников между заказами и своими продуктами?

Это не просто. Но я всегда руководствуюсь одним правилом – у заказных проектов высочайший приоритет. twitter.com/memphys/status…

18:19

Свои продукты это и возможность занять разработчика в паузе между заказными продуктами, чтобы он не скучал

18:37

Помимо меня компанией владеют еще 3 человека. Т.е. нас четверо партнеров. Остальные не участвуют в операционке, а являются стратегами

19:01

Двое ребят (Ваня и Сева) работают в Aviasales как на основном месте. А Виктор является бизнес-ангелом/инвестором cleverpumpkin.ru/team/

19:03

Вместе у нас солидная экспертиза и опыт, чтобы планировать стратегию и принимать судьбоносные решения раз в 1-2 месяца на Совете Директоров

19:04

# Вторник 38 твитов

Сегодня расскажу о кадрах – подбор, собеседования, принятие решений о найме

14:34

У нас нет HR-менеджера, потому что мы не большая компания. Всем наймом занимаюсь я – первичный отбор, коммуникации

14:35

Я считаю, что CEO должен тратить не менее 20-30% своего времени на найм кадров, если сейчас, конечно, они требуются.

14:36

Если компания крупная, то найм ключевых менеджеров, должен вестить только CEO (собеседования), а простыми кадрами может заниматься и HR

14:37

Основной инструмент поиска кадров – HH. Также много кандидатов пишут и сами письма напрямую. Встречают потрясающие письма порою

14:38

Типичное письмо – с темой, без текста и просто с приложенным резюме. И всё. "Ну типа вы там сами разберитесь, что я хочу и предложите мне"

14:39

Радуют письма с резюме, которые вообще не подходят под нашу компанию, т.е. кандидат даже не изучает место, куда он пишет письмо.

14:40

Перед тем, как позвать на собеседование, мы даем тестовое задание по написанию кода. Примерно на 4-8 часов, в зависимости от квалификации.

15:06

Я больше 5 лет занимаюсь подбором, обработано более 1000 писем от кандидатов. И 4 раза нас просили заплатить за выполнение тестового задания

15:07

В основном, по причине, что код тестового задания мы "будем" использовать в своем продакшене. Это эпично

15:08

Вообще, нанимать разработчиков очень сложно. У нас в среднем уходит от 2 до 4 месяцев на закрытие одного места. Что по iOS, что по Android

15:14

Знаю очень сильные компании/команды, у которых закрытие позиции может занимать и до 6 месяцев.

15:14
@ceounderhood Каким опытом должен обладать, например, iOS разработчик, чтобы попасть к вам?

Опыт кодинга от 2 лет, опыт iOS от 1 года. Обязательно наличие проектов в App Store, опыт проектов с нуля. twitter.com/zzzhabinskiy/s…

15:50

Интерсна работа с ВУЗами в плане кадров. 4-ый и 5-ый курс, предложения о стажировке, практике и т.п. Для разработчиков то, что нужно.

16:19
@ceounderhood сколько человек в штате?

Нас 15 человек twitter.com/5an/status/757…

17:09
@ceounderhood сколько такие кандидаты просят денег ?

Зависит от проектов, которые они делали. Опыт в годах практически всегда не показателен. twitter.com/5an/status/757…

17:10
@ceounderhood сколько у вас сотрудников, которые работают больше 2 лет?

Ты сейчас посчитаешь нашу текучку ) Думаю больше половины twitter.com/5an/status/757…

17:11

После выполнения тестового задания мы проводим его ревью. И всегда отправляем код-ревью кандидатам. Всегда даем фидбэк

17:16
@ceounderhood мне интересно сравнить. Только что собеседовал парня 23 лет, 3 года опыта, который хочет 180к. Имхо, много

Кажется, что много. Здесь должна работать экономика. Если он будет зарабатывать тебе деньги, то это окей twitter.com/5an/status/757…

17:16
@ceounderhood мне интересно сравнить. Только что собеседовал парня 23 лет, 3 года опыта, который хочет 180к. Имхо, много

То есть его себестоимость должна быть минимум в 3 раза больше чем твоя ставка для клиентов twitter.com/5an/status/757…

17:17
@ceounderhood я не студия. Но мне кажется, что он хочет слишком много для рынка.

Может он будет работать с производительностью как три других разраба. Или он крутой архитектор twitter.com/5an/status/757…

17:19
@ceounderhood я не студия. Но мне кажется, что он хочет слишком много для рынка.

Но иногда лучше 3 за средние деньги, чем 1 мега крутой за большие :) twitter.com/5an/status/757…

17:20

Мы стараемся не брать людей старше 30 лет, чтобы контингент был примерно одинаковый по возрасту. Это важно в небольшой компании

17:21
@ceounderhood а берете ли вы звезд с зарплатой 200+? Или 150+?

Нет, таких мы не берем. У нас такие разработчики не приносят много профита, т.к. ставка у нас единая под кодинг twitter.com/5an/status/757…

17:32
@ceounderhood для мск норм, имхо

Для Москвы вообще любые зарплаты норм ) twitter.com/_sashashakun/s…

17:41

Вообще, нет ничего хуже, когда потенциальный работодатель забивает на общение с кандидатом, если понимает что он не не подходит.

18:05

А сообразить кадровики не могут, что вы сможете снова встретиться через пару лет, когда этот кандидат уже будет крутым

18:06
@ceounderhood потому что всегда обещают перезвонить при любых раскладах. и когда не перезванивают прокололся кадровик, а запомнил компанию

Именно так twitter.com/Sigiller/statu…

18:36
@ceounderhood бодишоп знач. Ясно понятно.

Но не все умеют правильно посчитать себестоимость сотрудника. А это влечет за собой ошибки в формирование ставок twitter.com/egavrin/status…

18:41

Есть хороший подход – нанимай медленно, увольняй быстро. Из книги "Жесткий менеджмент". Очень грамотно сказано

19:38

Собеседование у нас состоит из админской части (веду я) и тех. части (ведет тимлид). Получается от 1.5 до 3 часов. Долго, да

19:45

Но я делаю перерывы, и веду процесс так, чтобы человеку тоже было интересно. Т.е. у нас не монолог, я рассказываю и много кейсов из компании

19:45
@ceounderhood @5an А тимлиды у вас есть? Или все разработчики равны, как и их ставка?

Да, на каждой платформе есть Тимлид. Он и кодит и чекает что делают другие. Остальные разрабы равны twitter.com/SobolevSergej/…

20:11
@stepansvolkov @ceounderhood мне один раз сами предложили заплатить, и заплатили, и на работу взяли

Это была российская компания? Крупный разработчик? Сколько ушло времени на тестовое задание? twitter.com/SiliconBangalo…

20:13
@ceounderhood @stepansvolkov да, да, где-то неделя, если все правильно помню

Т.е. порядка 40 часов вы потратили на тестовое задание? twitter.com/SiliconBangalo…

20:21
@ceounderhood @stepansvolkov да, а что не так?

Большие ресурсы на тестовое. На месте такой компании я бы действительно оплачивал такое длительное задание twitter.com/SiliconBangalo…

20:30
@ceounderhood @5an Внешняя ставка в 3 раза больше внутренней, и при этом рентабельность сколько? Процентов 30?

В такие экономические детали не хотелось бы погружаться twitter.com/SobolevSergej/…

20:31
@ceounderhood через 5 лет планка будет в 35 лет?)

Хаха, ну это не значит что мне 30 ) Я помладше буду twitter.com/memphys/status…

21:22

# Среда 19 твитов

@ceounderhood это дискриминация по возрасту, она же запрещена в цивилизованном мире..

Я же написал, что "мы стараемся", у нас есть и сотрудник в возрасте порядка 50 лет ) twitter.com/de_gis/status/…

12:20

Сегодня хотел рассказать о личных инструментах и сервисах, которые я использую в управлении компанией и проектами

17:49

Конечно, основной инструмент работы это почта. Мы используем Google for Business. Я работаю с почтой через веб-интерфейс

18:18

Перепробованы миллиарды почтовых клиентов на macOS, но ничего не сравнится со скоростью и удобстом веб-интерфейса Gmail

18:19

Для учета задач я использую Todoist и его плагины. На macOS, на iOS, на Android. Это лучший таск-менеджер эвер. Там используется GTD Аллена

18:24

Календарь это Google Calendar и его просмотр в стандаром macOS и iOS календаре. Тоже в общем-то уже стандарт.

19:09

Для заметок долго время использовал Evernote. Но множество причин побудили уйти с него. Выбор сделан в пользу OneNote, и я не жалею совсем

19:09

Для документов использую Microsoft Office. Предельно был рад, когда Word на macOS стал почти идентичен Word на Windows. Совместимость 100%

19:13

А для совместного редактирования конечно Google Docs и Google Sheets. Ни один сторонний продукт не достигнет такого уровня

19:14

Для быстрых заметок я, кстати, остановился на Google Keep. iOS Notes мне не очень подходят, т.к. второй смартфон у меня на Android

19:15

Очень много используем Trello. Его адаптировали под множество кейсов – роадмап, апи, дизайн, общие статусы проектов и т.п.

19:35

Ну я плавно перехожу уже к нашим общим инструментам... Для учета тасков по разработке мы используем Pivotal Tracker.

19:35

Код храним на Bitbucket. Для дизайна используем Sketch.

19:55

В компании мы работаем исключительно на macOS. Windows и Linux у нас не используется. У меня никогда не болит голова касательно безопасности

19:56

Все компы бэкапятся на серверную Time Machine на случай необходимости восстановления данных.

20:10

Но в основном все хранится в DropBox и Google Drive.

20:10

орядка 40 000 рублей у нас каждый месяц уходит на оплату различных сервисов и инструментов в сфере программного обеспечения

20:12

Ну помимо работы мы в офисе немного и отдыхаем – у нас есть дартс, кикер, PS4 с кучкой игр

20:18

Но это все херня на самом деле и слабо мотивирует. Просто все это уже как обязательные условия в современной IT-компании.А отсутствие удивит

20:22

# Четверг 18 твитов

Сегодня по плану у меня хайлайты взаимодействия уже с сотрудниками. По найму мы говорили в понедельник. Но сначала надо добраться до офиса

11:09

Если ваш сотрудник хочет уйти, то никогда его не останавливайте. Он все равно уйдет – если не сейчас, то в ближайшее время снова попробует

11:35

Если при попытке ухода вы повышаете зарплату сотруднику, чтобы его оставить, то это значит что вы намеренно ему не доплачивали

11:36

Про управление командой/компанией по разработке ПО есть потрясающие авторы,например, Рейнвотер "Как пасти котов" и все книги Джоэля Спольски

11:39

Для общего менеджмента рекомендую "Жесткий менеджмент" Кеннеди

11:40

Изменение левела/зарплаты у нас привязано к переаттестации, которая проводится 2 раза в год.

14:13

Переаттестация подводит итог в разных компетенциях за прошедшие полгода – в результативности, проф. опыте, командной работе и т.п.

14:14

Собственно, все очень просто – если ты вырос в профессиональном плане, то это основание изменение твоей зарплаты.

14:14

Ни кредит, ни ипотека, ни просто желание не являются основанием придти ко мне и сказать "Хочу зарплату больше"

14:15

Звучит угнетающе для рядовых сотрудников. Привязка твоей квалификации к твоей зарплате это самый понятный путь. Становишься круче – з/п ⬆︎

14:16

Я не поощряю регулярные переработки. Потому что после них всегда идет равносильный период компенсации, т.е. снижения продуктивности

14:18

Еще одна отличная книга для прочтения Том Демарко "Человеческий фактор: успешные проекты и команды"

14:19

Но иногда ребята упарываются, и работают до поздна, на выходных и т.п. Но это полностью их желание, они себя отождествляют с продуктом

14:25

И получают кайф от ответственности, которую несут при создании приложений, которыми пользуются десятки и сотни тысяч юзеров.

14:25
@ceounderhood но тем не менее, зп не привязывается напрямую к KPI, как у продажников?

KPI у дизайнера, тестера, разработчика крайне сложно придумать, чтобы он был простой и понятный. twitter.com/yurafil/status…

14:45

А система выплат по KPI будет работать только если она понятная и простая. Иначе неизбежны конфликты

14:45

Не рекомендую создавать на работе "семью" или "все мы тут друзья". Честно, ни к чему хорошему такое не приведет

20:54
@ceounderhood был опыт?

Нет, послушал умных людей до того, как совершить подобную ошибку ) twitter.com/5an/status/758…

22:23

# Пятница 20 твитов

@ceounderhood когда читал Рейнвотера, он создавал впечатление немного устаревшей информации. Надо бы освежить в памяти.

За 30 лет в разработке ничего не изменилось. Разработчики все такие же коты twitter.com/memphys/status…

11:44

Сегодня будет жарко – мы поговорим о продажах, клиентах, сарафанке, репутации компании

11:57

Откровение №1 – у нас нет отдела продаж. Вообще нет

13:04

Все входящие запросы обрабатываю лично я. И поверьте – это огромное преимущество для потенциальных клиентов

13:04

Откровение № 2 – за всю историю компанию мы сделали только одну холодную продажу. Это Aviasales в 2011 году.

13:05

Все остальные наши лиды – это входящие запросы, по знакомству, по рекомендациям, по сарафанному радио

13:05

Играет роль кол-во моих знакомых и моих партнеров. Причем с топ-должностей. Потому что с руководителями бизнеса договариваться проще

13:07

Огромное кол-во писем идет из рейтингов, где мы везде входим в Топ-5. Многие, кого нет в 10, не верят что оттуда могут быть лиды, а они есть

13:08
@ceounderhood сколько новых клиентов вы берете каждый месяц ?

Не готов ответить на данный вопрос ;-) twitter.com/5an/status/759…

15:27

Наши бюджеты стартуют от 1 млн рублей. И это отлично помогает фильтровать всякий треш. Треш – это простые и бесполезные для людей аппы

15:27

Есть 2 клиента, которые помогли нам стать теми, кто мы есть сейчас. Это Sports.ru и Хабрахабр

15:30

Напомню, что мы сделали офиц. аппы Хабра под три платформы. И продолжаем их развивать (кроме Windows Phone).

15:31

Вообще релиз был эпичным. Либо мы обфачимся на всю страну, либо станем крутыми и известными в IT-мире.

15:32

Но все прошло круто ) И Хабр сыграл большую роль в нашей популярности

15:32

А вместе со Sports.ru мы выпустили совместно больше 250 приложений. Мы работаем с ними уже 4.5 года

15:33

Вообще мы чувствуем себя почти полноценными участниками команды Sports.ru, потому что мобайл у них в приоритете

15:34
@ceounderhood есть исключения типа prisma. Но насколько часто попадаются такие крутые штуки, вместо одинаковых mobile-клиентов магазинов?

Заказная разработка – это в основном повторение функций веб-сайтов, но с более удобной реализацией twitter.com/PMarinchenko/s…

16:08

Из клевого нашего я бы вспомнил Gettable – онлайн бронирование столиков cleverpumpkin.ru/portfolio/proj…

16:08
@ceounderhood есть исключения типа prisma. Но насколько часто попадаются такие крутые штуки, вместо одинаковых mobile-клиентов магазинов?

А из своего – Bambk (читалка книг) и Где Деньги (учет личных финасов). Все только под iOS twitter.com/PMarinchenko/s…

16:09

Среди всех входящих запросов до сих большую долю занимают мессенджеры, соц. сети и обработчики фотографий

17:46

# Суббота 7 твитов

@ceounderhood и как, вы их делаете?

Неа, это наш блеклист ) twitter.com/sobolevsergej/…

11:29

Вообще, разработка ПО это безумно интересно. Ты создаешь продукт, реально произведение искусства, это настоящее творчество.

11:30

А именно мобильные приложение интересны тем, что это массовый софт. После релиза ты сразу же получаешь фидбэк - плохой или хороший.

11:30

Чувствуешь ответственность, дикую, за каждый релиз. И не только ты, как проект-менеджер, или менеджер продукта, но и вся команда

11:31

Молишься, чтобы Crash-Free Users были почти 100%, чтобы в сторах были только хорошие отзывы ) А в фидбэк приходили слова благодарности

11:31

Не каждая студия так отождествляет себя с выпускаемыми продуктами. А мы это делаем. И именно это и нравится нашим клиентам

11:32

А проекты, с которыми мы себя отождествлять не хотим (по разными причинам) мы просто не берем

11:33

# Воскресенье 10 твитов

Выходные проходят с семьей, поэтому как-то и темы не родились. Но было бы интересно ответить на вопросы, если у кого-то они появились )

18:21
@ceounderhood интересно как следите за соблюдением регламента по процессам?

Регламентов не очень много, а с учетом того, что 50% проектов я веду сам,то получается все более-менее под контролем twitter.com/sbkwsk/status/…

18:26
@ceounderhood даже в отпуске? Я столкнулся с тем, что написать регламент проще, чем внедрить. Любое регламентирование воспринимается в штыки

У CEO отпуска не бывает ) Это та же работа, только чуть реже и из другого места ) twitter.com/sbkwsk/status/…

18:33
@ceounderhood даже в отпуске? Я столкнулся с тем, что написать регламент проще, чем внедрить. Любое регламентирование воспринимается в штыки

Много регламентов это плохо, конечно. А внедрение удобно делать поэтапно twitter.com/sbkwsk/status/…

18:34
@ceounderhood отсутствие регламентов — это не просто плохо, это путь в никуда. Если конечно у вас не микро-команда из 3 супер-профессионалов

Бюрократия это тоже путь в никуда. Конечно, все зависит от отделов, куда регламенты пушатся twitter.com/sbkwsk/status/…

18:42
@ceounderhood бюрократия — это крайность. А еще это любимое слово-отмазка у тех, кто не хочет нести ни за что ответственность.

Куда-то беседа в тупик ушла. Думаю, что все поняли всё как надо twitter.com/sbkwsk/status/…

18:51
@ceounderhood разговор-то не о крайностях, а о том где тут золотая середина ) насколько я понял, у вас микроконтроллинг, как и у большинства

Все зависит от отдела/сферы twitter.com/sbkwsk/status/…

18:58

Пора мне закругляться со своей неделей. Не все, что я хотел, успел рассказать, но надеюсь, что был вам полезен.

22:39

Меня можно найти тут twitter.com/mofas. Деловые темы перемешены там с личными. Можно также в Facebook - facebook.com/mofas

22:39

Всем спасибо за интересную неделю, а я сдаю свой пост, передаю свою эстафету дальше. Спасибо @memphys за предоставленные возможности ))

22:42

other


@noff